1. По моим расчетам Япония без перенапряжения к началу войны могла вполне укомплектованными, вооруженными и даже оперативно-дислоцированными в нужных районах выставить 51-52 пехотные дивизий, 10—12 кав. бригад, 10—12 авиабригад и 8—12 тяжелых артполков. К этим силам, кроме соответствующей пропорции технических и вспомогательных войск, следует прибавить силы морской пехоты, которые японцами могут быть доведены до 2—3 легких дивизий.
Из этого общего баланса японских сил я высчитывал расход на обеспечение островов самой Японии, Формозы, Кореи, Маньчжурии и заслона в направлении Сев. Китая — 18—20 пех. дивизий, 4— 5 кав. бригад, 2—3 авиабригады.
При условии, если японцы ограничились бы прикрытием (обороной) на амурском и забайкальско-монгольском направлениях, они могли бы общий расход на эти театры ограничить в 14—15 пех. дивизий, 5—6 кав. бригад, 4-5 авиабригад и 4—6 тяжелых артполков.
Следовательно, в случае, если бы японцы целеустремленно предрешили не разбрасываться силами в одновременных наступательных попытках на всех трех возможных театрах, а решать оперативные задачи последовательно, конкретизируя также последовательно и главную массу сил и средств поочередно на одном избранном театре, то против Приморья одновременно и сразу (к моменту нападения) могло быть выставлено: 17—20 пех. дивизий плюс 2 легкие дивизии морской пехоты, 1-3 кав. бригады, 4-6 авиабригад, 4-6 тяжелых артполков. Эти силы, даже при учете несколько более высокой насыщенности красноармейской дивизии средствами машинного огня, при значительно большей общей численности состава японской дивизии, в сопоставлении с силами, которыми советское командование реально могло располагать на приморском театре, таковы, что шансы на успех наступательных действий японцев были вполне реальны. Это неблагоприятное для советского Приморья соотношение сил оперативно усугублялось крайней невыгодностью территориальной конфигурации Приморья и невыгодностью расположения, или, вернее, отсутствия, путей внутреннего (глубинного) сообщения в нем. Приморье оперативно уязвимо только по суше с четырех направлений и даже при наличии УР имеет достаточно открытых для вторжения участков.
2. Перспективы соотношения наличия путей и средств транспорта для подвоза к театрам войны вплоть до моего отъезда с Дальнего Востока были бесспорно и резко более благоприятны у японцев. У японцев, по имевшимся данным, не могло возникнуть затруднения ни в отношении емкости тоннажа морского транспорта, ни железных дорог, сеть которых на их стороне располагает и глубинностью и достаточной разветвленностью при единственности советской магистрали на протяжении 3000 килом[етров], идущей вдоль и в непосредственной близости фронта. Средствами автомобильного транспорта и автомобильных дорог в то время японцы обладали превосходными.
3. Перспективы соотношения материального обеспечения, в основном зависящие от обеспеченности подвоза, были резко более благоприятны на стороне японцев. Наш подвоз не вполне обеспечивал даже нужд войск в мирных условиях. Так, в течение 1932— 1934 тт. войска приморской группы периодически испытывали перебои в подвозе хлеба, мяса, сахара и целого ряда других продуктов насущной необходимости.
Еще более неблагополучно обстояло с завозом и размещением запасов горючего для авиации и всех видов механической тяги. Обеспеченность горючим войск Приморья вплоть до августа 1934 г. все время не подымалось выше потребности нескольких дней, временами снижаясь до 2-3-дневных запасов.
4. Тяжелая авиация ОКДВА преждевременно была сконцентрирована в зонах, находившихся под немедленным первым ударом противника. Эта авиация осела на аэродромах, не готовых обеспечить ей не только боевую деятельность, но даже учебу. Она, являясь объектом громоздким и легкоуязвимым с воздуха, не была обеспечена никаким прикрытием (ни наземных средств ПВО, ни истребительной авиации).
5. Вплоть до 1934 г. соотношение видов сосредоточенной в ОКДВА и Приморской группе авиации было неудовлетворительным и особенно рискованным на начальный период войны. В условиях, когда большинство аэродромов Приморья и ОКДВА отстояло в 15—20 минутах лету от границы, пропорция истребительной авиации (как 1 истр. эск. к 5-6 эскадр, других видов) была явно недостаточной.
6. Тактические основы, положенные в строительстве укрепленных районов, были неудовлетворительны и значительно ослабляли эти трудоемкие и очень дорогие по стоимости средства обороны. Тактическими изъянами УР являлись их линейность расположения, линейная оборванность открытых флангов, плоскостность расположения в условиях гористой местности, безотсекность обороны внутри УР и, наконец, наличие совершенно неприкрытых сооружениями долговременной обороны, весьма легкоуязвимых, решающе жизненных участков (пример Иманский участок с ж.-д. мостом).
7. Затяжная, длительная недоделанность УР, т.е. незавершенность оборудования точек водоснабжения, вентиляцией и противохимическим оборудованием. Это положение делало сооружения долговременной обороны мало чем отличающимися от позиционных сооружений полевой фортификации.
8. Дорожное (грунтовое) строительство к 1934 г. не обеспечило Приморью ни внутренних сообщений для оперативного маневра, ни даже надежного подвоза в непосредственно фронтовой зоне. Качество построенных автомобильных дорог было таково, что дороги построенные в 1932—1933 гг. уже в первой половине 1934 г. на важнейших участках становились непроезжими для автомобилей. Профиль дорог отделывался настолько небрежно, что дороги даже при условиях проезжего состояния не допускали больших скоростей движения (отсутствие нивелировки профиля, резко выступающие над общим профилем мосты и перемычки). При готовности дорог отдельных направлений в пунктах же соединений, т.е. в узлах, они оставались не сомкнутыми до конца 1934 г.
9. В случае военных действий эвакуация больных и раненых из Приморья не только затруднена, но предположительно совершенно невозможна. Перспективы скопления больных и раненых в условиях и без того резко затрудненного размещения и питания должны были способствовать еще более острому неблагополучию положения.
[...]
ЦА ФСБ РФ. Арх.-след. дело № Р-9000. Т. 8. Л. 75-79. Машинопись.